Что такое "Метод Ограниченного Хаоса"? Как его использовать? В чем его плюсы? В данной статье будет дано описание метода на примере организации хранилища документов.

Тем же кто хочет совсем уж детально разобраться в методе — рекомендую книгу «Тайм драйв», которую написал Г. Архангельский . И после прочтения советую обратить свое внимание на статьи сайта http://www.improvement.ru Итак, поехали.

Введение

Для облегчения понимания метода рассмотрим пример.

У многих из нас есть на компьютере папка, в которой находятся нужны нам для работы документы. Например у меня это папка «Интернет», в которую я складывал все что было найдено на бескрайних просторах интернета. У меня там накопилось большое количество разнообразных документов, изображений, электронных книг, программ и прочих файлов.
Со временем все больше и больше времени я тратил на поиск нужного мне документа или файла. В конце концов мое терпение лопнуло и я сел разгребать завалы. Я создал некую систему папок, по которым сортировал свои файлы. Через несколько часов я с чувством выполненного долга закончил сортировку.
Вдруг через некоторое время я обнаруживаю, что такая стройная вначале система начала рушится, файлы хранятся не там, где нужно, все смешивается и путается. Я ещё несколько раз пытался создать что-либо похожее на удобный для работы каталог. А потом махнул рукой и оставил все как есть

Знакомая ситуация?

Почему же не сработала первоначальная схема структурирования, когда я сразу создал нужные мне папки и рассортировал файлы? Ведь вначале мы так же сформировали список папок и принципов, по которым должны были бы сортироваться файлы. А не сработала это структура потому как она столкнулась с непредсказуемой реальной ситуацией. В результате часть папок «вымирает», содержимое других перестает соответствовать названию и о порядке уже говорить не приходится. И мы начинаем уже задумываться а куда положить новый файл или где найти необходимый. И полезность от использования нашей структуры резко падает.

Определимся с терминологией

Итак, теперь договоримся о терминах. Я уверен, что вы согласитесь назвать мою папку Место хаоса— лучшего названия для нее и не придумаешь. Кстати — именно так сейчас эта папка у меня и называется. И ещё — именно здесь у нас и появилось первое ограничение на хаос, ведь границы папки и есть ограничением места хаоса. Потому и метод называется методом ограниченного хаоса.

Теперь нам нужно понять — а на сколько хорошо нам в состоянии порядка. Или может пока оставить все как есть? Потому вводим термин "Полезность текущего состояния". Вы должны сами для себя определить то состояние, в котором вам комфортно и определить параметры, проверяя которые вы можете сказать «Да, так мне удобно». У каждого из нас будут свои параметры. Примеры возможных параметров полезности и мои комментарии смотрите в источнике, в самом конце статьи. А для себя я выбрал:

  • скорость поиска нужного мне изображения или документа;
  • затраты при поддержании порядка;
  • так же у меня была необходимость уменьшить вероятность удаления нужных мне файлов;

Первый шаг упорядочения

Теперь подумаем, как с минимальными усилиями сделать текущее состояние более полезным для себя. С минимальными, потому как например я человек ленивый и люблю получать максимум пользы за минимум действий.

В моей ситуации наилучшим выходом было наложить следующее ограничение: файлы изображений хранить отдельно от файлов документов. Для этого я создал две папки «Документы» и «Изображения» и рассортировал файлы по нужным папкам. Почему я так поступил? Да потому что первым критерием полезности текущего состояния у меня было «Скорость определения - документ это или изображение». У вас критерии могут быть совсем другими, потому порядок наложения ограничений у вас будет отличаться.

Кстати, видно еще одно правило наложения ограничений — легкость отделения объекта из общего потока. Например мне легко было определить является файл изображением или же это документ. Теперь проверим — а действительно ли улучшилась полезность системы лично для меня после разделения потока всех файлов. Пройдемся по моим параметрам полезности:

  • Скорость поиска изображения или документа — увеличилась. Мне стало легче искать нужный мне документ;
  • Затраты при поддержании порядка. Я потратил минимум времени что бы разделить изображения от документов. А когда я загружаю файл из интернета — я точно знаю это картинка или документ;
  • Так же мне удалось уменьшить вероятность удаление нужных мне документов. Так как время от времени сохраненные изображения я удаляю, то ранее мог случайно удалить и важный мне документ. Сейчас такого больше не случается.

Дальнейшее упорядочение

Итак, на первом шаге мы выиграли. Теперь у нас фактически есть два хаоса — хаос изображений и хаос документов. Для каждого из них мы можем рассмотреть параметр полезности и снова выполнить шаг итерации, если это конечно нужно. Тогда у нас в папке «Изображения» например могут появиться папки «Фотографии» и «Рисунки». А в папке «Документы» появится папка «Книги». Все будет зависеть от того, какие параметры полезности вы для себя определите.